МБОУ «СШ №56«город Иваново 4 «В» класс
Как научить ребёнка решать задачи.Практически в любой сфере жизни нужны навыки измерений, определений, расчетов, и сделать это без знания математики крайне сложно. Начиная с первых уроков арифметики, следует донести эту мысль малышам, чтобы они понимали – задача не живет только на страницах учебника, она входит в повседневную жизнь и влияет на нее. Способов, как правильно научить ребенка решать и понимать задачи по математике, существует несколько, элементы каждого из них можно применять не только во 2 и 3 классе, но даже в старшем возрасте. Формировать такие навыки необходимо, они во многом повлияют на дальнейшие успехи в учебе.
Как научить решать задачи по математике ребенка 1-4 классовПоскольку знакомство с математикой начинается в начальной школе, то и приобретение навыка справляться с такими головоломками происходит в данный период. Для чего необходим навыкВажно понимать, что научившись справляться с математическими заданиями в начальной школе, ребенок сможет успешно овладеть химией, физикой, астрономией и другими предметами в старших классах. Родители просто обязаны помочь своему чаду с математикой в первых классах, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы. Полезно знать! Кроме этого, задания на счет тренируют память, внимание, развивают способность рассуждать, положительно сказываются на когнитивных способностях в целом. Общий алгоритм обученияСледует придерживаться такой последовательности шагов, чтобы научить детей правильно выполнять математические задания:
Распространенные ошибки в решении задачГлавные ошибки в процессе поиска ответа следующие: беглое чтение условия задачи, которое не позволяет определить, какой именно ответ нужен; неправильное понимание последовательности действий, особенно при поиске нескольких неизвестных; некорректный ответ может быть формальным, когда перепутаны единицы измерения или же неправильно вычисленным. Запомните! Важно научить малыша самостоятельно исправлять и находить ошибки, перепроверять задачу, а не просто откладывать ее в сторону, если что-то не получилось.
Особенности решения задач в 1 классеНа начальном этапе используются так называемые «текстовые» задания, которые знакомят малышей в 1 классе с арифметикой и проблематикой поиска неизвестных данных. Для таких заданий характерно: описание простых сюжетов в задании, которые понятны и знакомы ребенку; решение таких головоломок помогает осознать важность математических знаний; формирование ключевых умений: выделение условия и вопроса, установление зависимости между понятиями и данными, построение логической цепочки решения, проверка результата. Первыми задачами, с которыми знакомятся дети в школе, являются варианты на сложение и вычитание. Для того, чтобы научить первоклашек таким понятиям как «условие», «ответ», «неизвестное» следует использовать такие методы: дополнительные, наводящие вопросы по условиям; составление схем-рисунков условий; перевод текста в схематическую модель; объяснение значений фраз в условии задания; выбор варианта решения, исходя из схемы; обозначение в схеме известных и неизвестных разными способами. Успешное получение навыков в решении простых задач поможет освоить математическую дисциплину в последующих этапах обучения. Что делать, если ребенок не понимает задачи по математике во 2 классеВ математике второго года обучения также основными остаются текстовые задачи, которые требуют найти неизвестное при наличии двух известных чисел. Если ребенок не понимает, как следует работать с задачами по математике во 2 классе, то не следует паниковать и критиковать его. Еще вполне можно наверстать то, что упущено. Рекомендовано пройтись по основам данной проблемы и разобраться с ней: убеждаемся, что малыш усвоил знаки «+», «-», «=» и понимает, как они действуют; учим составлять краткую запись условий;Пример краткой записи условий используем стандартные схемы и таблицы, чтобы понять что такое «больше», «меньше», «сколько»; выводим правила понятным языком для ребенка; отличаем прямые и косвенные вопросы в заданиях; проверяем найденные ответы и способы решения, показываем, насколько важна проверка и что она дает. При последовательной работе и выполнении подобных заданий, дети начинают запоминать их и понимают причинно-следственные связи между действиями и результатами, что в конечном итоге и требуется для работы с арифметикой.
Специфика обучению решения математических задач в 3 классеВажной возрастной особенностью третьеклассника является активное развитие мыслительных процессов, что позволяет усваивать большие объемы информации и понимать сложные действия. Особенностями обучения решению арифметических заданий на данном этапе можно назвать следующие: изменения поставленных вопросов в заданиях, которые требуют отличать простые и сложные головоломки и самостоятельно выбирать пути их решения; поиск нескольких путей решения, демонстрация понимания различных действий, единиц измерения, необходимых для нахождения ответа;Образец решения задачи использование сравнения в процессе решения заданий, который демонстрирует проведение анализа условий текста задания; определение ошибочности действий, позволяющее найти правильный путь к решению заданного; построение предположений, гипотез для нахождения правильного ответа; выбор ключевых слов и фраз для построения схемы решения; переход к самостоятельному разбору заданий разной сложности. Полезно знать! Важно также учить детей самостоятельно придумывать математические задачи, чтобы развивать их логическое мышление и способность формулировать задания.
Как просто решать задачи в 4 классеВ это период очень важно закрепить навыки работы с задачами разной степени сложности, чтобы применять их в дальнейшем. В 4 классе следует развивать не только автоматизацию процесса решения математических заданий, но и стимулировать интерес к ним разными способами: изменение условий, предполагающее нахождение нескольких способов решения; модификация числовых данных и единиц измерения; использование кратких схем и чертежей вместо текстовых условий; обнаружение ошибок в уже решенной задаче; замена цифр на буквы. Математические задачи в 4 классе Только используя различные альтернативные варианты обучения можно подвести ребенка к простому алгоритму, применяемому к любой задаче:
Если учителю и родителям удалось привести ученика к данному алгоритму работы с математическими головоломками, то он сможет успешно решать простые и сложные задачи. Как учить ребенка решать задачи, если математика ему трудно даетсяДоказано, что школьный курс математики способен освоить любой школьник, у которого нормально развита логика и работают мыслительные процессы. Зачастую родители предпочитают считать, что если ребенку трудно дается математика, то у него просто гуманитарный склад ума и эта дисциплина ему не нужна. Важно! Такая точка зрения в корне неверна, поскольку именно математика развивает логическое и критичное мышление, без которых ни один гуманитарий не может быть успешным. Скорее всего, трудности связаны с психологическими проблемами. Для обучения детей, у которых есть проблемы с арифметикой в начальной школе, можно применять такие приемы: акцентировать внимание на смысле фраз, а не числах; учить малыша отличать главную и второстепенную информацию; использовать рисование схем, моделей решения; применять цветовую гамму для создания контраста известных и неизвестных величин; описывать вместо условий задания ситуации, знакомые ребенку в его жизненном опыте; привлекать внимание к возможности применить знание математических действий и правил в реальной жизни; использовать образы и условных героев-помощников. Только индивидуальный и креативный подход в обучении поможет школьнику, который испытывает трудности с арифметикой, перебороть свои страхи и научиться решать различные задания. Как научить ребенка решать логические задачи по математике Такая разновидность заданий дает возможность развивать логику детей и позволяет им обретать навыки нестандартного мышления. Постановка логических задач часто предполагает изобретение особого способа их решения, но все же существуют некоторые разработанные методы их решения, которым и следует обучить школьников: метод рассуждений; таблицы истинности; метод блок-схем; средства алгебры высказываний; графический метод; математический бильярд. На заметку! Для начальной школы лучше всего подходит метод рассуждений и табличный способ. При использовании рассуждений важно разделить условие задания на маленькие фрагменты и сделать последовательные выводы из каждого из них, таким образом ребенок приходит к ответу. Данный вариант решения можно также применять, начиная с конца условия, что тоже приводит к решению, но другим путем. Применение таблиц истины дает возможность разделить все данные в тексте задачи на истинные и ложные, сравнить их наглядным образом и сделать соответствующие умозаключения о варианте ответа. Для успешного овладения навыками решения математических головоломок детям требуется разный подход и приемы в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
4 февраля 2020 в 17:18
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.